Главный итог Года учителя
(По материалам статьи Марины Лемуткиной «Учитель, выйти из класса!», «МК» от 17 января 2011 года)
Начну опять с пресловутого закона физики: «Если где-то прибавляется, то где-то обязательно убавляется». Так и в российском образовании. В Год учителя произошел перелом, уравнявший московских педагогов с региональными. И вовсе не потому, что регионалов впустили в прежде недоступный для них учительский рай. Как раз наоборот: москвичей низвергли оттуда на грешную землю.
«По оценке замдиректора научно-методического центра «Гуманист», учителя московской школы Всеволода Луховицкого, «главный итог Года учителя в России (2010) – окончательный развал государственной школы. За год ситуация сильно изменилась к худшему. И особенно – в Москве, следовавшей ранее своим путём. Что же делать: теперь мы будем, как вся страна». И за это придётся платить. Количество регионов, перешедших на новые формы оплаты т руда, растёт. А это, разъяснил Луховицкий, «прямое сокращение зарплат (в том числе уже сняты все надбавки для кандидатов и докторов наук, работающих в школе).
Москва перешла на новую систему оплаты труда с 1 января. Первым сократится дополнительное образование. Заработает на этом учитель гроши, а что такое наши бюрократические процедуры, известно всем. И лично я по примеру многих моих коллег с 1 января никаких кружков вести не буду. Тратить максимум времени и сил, чтобы в итоге получить минимальные деньги, глупо. А брать деньги с родителей, как подсказывают нам в школе, не хочу».
Есть и другие перспективы. Вслед за потерей части своей и так невысокой зарплаты учитель, предсказывает Луховицкий, окончательно утеряет свою независимость. («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» М.К.). «Новая форма аттестации изменит систему оценки труда учителя и не в лучшую сторону. Полновластным хозяином положения станет директор школы: хочу дам деньги, хочу не дам. А это – широчайшее поле как для произвола при начислении зарплат, так и для конфликтов в учительской среде», - говорит Луховицкий.
Наконец, вслед за Россией Москве придется развернуть «Оптимизацию», а говоря проще, закрытие школ. И оно уже началось. Знакомая молодая учительница математики из Москвы недавно рассказала мне, что из бывших 3-х филиалов профессиональной школы уже сделали два, а один и вовсе собираются закрывать. И это при том, что недавно наш президент ратовал за возрождение профессиональных училищ в России! Зарплату молодой учительнице пока не сократили, но повышать свою квалификацию не дают.
Оказывается, существует такой российский закон, по которому молодой педагог сразу же после выхода из декрета в течение 2-х лет не имеет права повышать свою квалификацию! Зато наши чиновники ввели новую напасть для учителей: запредельный вал бумаг в связи с изменением правил аттестации. И заодно замучили школы ежемесячными проверками. Учителя, по словам Всеволода Луховицкого, «направляют властям письма протеста со стотысячными подписями, но те их слышать не хотят». Отсюда – главный итог Года учителя, считает он: «Вера в «доброго» президента и «справедливого» министра образования среди учителей ушла практически полностью. А для московских учителей в последнее время – и в «доброго» мэра.
Всё больше учителей стали понимать: они могут рассчитывать только на себя». Как, впрочем, и всегда. Российским чиновникам надо понять: надо подумать не о том, чтобы усидеть на своём «тёплом» месте, а о том, как вернуть российскому образованию (читай: Учителю) прежний статус, который ценился во всём мире. Американские образцы для этого не очень подходят. «Ничего, что бы учителя могли реально почувствовать в свой год, к сожалению, не было, - констатировала председатель профсоюза работников народного образования Галина Меркулова. – В этом году мы все должны были показать, как мы любим и уважаем учителя. А этого, к сожалению, не получилось». «Какие уж там любовь и уважение: на майском съезде учителей под эгидой «Единой России» говорили в основном о предстоящем 100-тысячном сокращении учителей». А что делать с новыми стандартами обучения? Но, об этом - в моём следующем материале.
Москва, 7 Февраля 2011 г.
© Марфа Кулибина
Перейти к странице автора
|